Незаменимый Айболит

На днях в кабинете директора племзавода «Первомайский» Алексея Павлова разгорелась дискуссия. В ней участвовали хозяин кабинета, автор этих строк, главный государственный ветеринарный врач Приозерского района Алексей Солодовников и главный ветеринарный врач «Первомайского» Тарас Щур. Предмет дискуссии – какой специалист на селе является сегодня заглавной фигурой?

Кто же главный?

Чтобы не уподобляться многочисленным телешоу типа «Время покажет», «На самом деле» и т. д., в которых превалируют эмоции и крепость голосовых связок, мы просто стали уточнять, каков вклад в общий успех вносят специалисты различных профилей.

– Заготовка кормов – агроном, механизаторы и контроль со стороны главного ветврача;

– строительство дворов – инженер, технадзор, строители и контроль со стороны главного ветврача;

– отбор проб кормов на анализы – главный зоотехник, бригадир и главный ветврач;

– контроль за состоянием стада КРС – зоотехния и отдел главного ветврача;

– лечение коров и телят – отдел главного ветврача;

– племпродажа – зоотехния и главный врач;

– реализация молока – зоотехния и главный врач;

– санитарное состояние фермы – зоотехния, инженер МЖФ и главный ветврач…

– Вот видите, – подвел итог Алексей Павлов, – сегодня у нас заглавная фигура – главный ветврач. Конечно, после директора, – добавил он с улыбкой.

А если конкретнее?

Понятно, что в огромном механизме, каким является современный племенной завод, невозможно определить главное звено. На разных стадиях производства первую скрипку играет то одно подразделение, то другое. Но ветслужба присутствует почти на всех стадиях. Я поинтересовался у Алексея Валерьевича, какое отношение главный ветврач имеет, например, к строительству?

– Самое непосредственное, – ответил он. – Когда строим новый двор, телятник, реконструируем существующие помещения, главный ветврач должен не только изучить проект, но и при необходимости внести свои предложения. Ведь ему здесь работать.

– И что, вносит предложения?

– Не просто вносит, иногда так требует, что стены моего кабинета дрожат.

– Это хорошо или плохо? Ведь в Вашем подчинении специалистов много, если все начнут так стены трясти…

– Считаю, что хорошо. Если человек что-то требует, значит, он опытный работник и болеет за производство, хочет лучших результатов. Разумные требования поддерживаю, а если ошибочное или преждевременное предложение, то убеждаю собеседника в этом. Наш главный ветврач – хороший специалист, профессионал, я к нему всегда прислушиваюсь.

Тарас Щур

Тарас Александрович пришел на работу в «Первомайский» после окончания Ленинградского ветеринарного института в 1995 году. Профессию выбрал осознанно, за дело взялся всерьез, без оглядки по сторонам – нет ли где потеплее? Потому со временем ему предложили возглавить ветеринарную службу хозяйства, и вот уже почти 25 лет он является незаменимым Айболитом. Стадо КРС увеличивается, продуктивность животных растет, коровы чистопородные. Чтобы уследить за их здоровьем, ветеринары должны быть постоянно начеку. С этой целью на ферме и создан ветеринарный отдел, всегда есть дежурный врач.

– У нас четыре специалиста, – рассказывает Т. Щур, – дежурим по очереди, и в выходные, и в праздники. Могут и ночью по телефону вызвать на ферму, если что-то неотложное. Так привык к этому режиму, что иногда конфузы случаются. Бывает, в выходной зазвонит телефон, а я в трубку: «Дежурный ветврач, слушаю!». В ответ – смех, это приятель по житейским делам позвонил.

– Есть удовлетворение от своей работы? – спрашиваю Тараса.

– Конечно, когда я пришел в хозяйство, в среднем от коровы надаивали 5000 килограммов молока в год. А сейчас уже одиннадцать.

– Это общий успех. А персональные радости бывают?

– И это есть. Недавно тяжелый отел был: теленок неправильно лежал в утробе матери, на грани жизни были и он, и корова. Я с помощниками 3 часа выправлял ситуацию, рубашки на всех взмокли от пота. Слава богу, спасли обоих. Порадовался.

Или вот удалось сократить травматизм коров. После отдыха они встают сначала на колени, а потом на копыта. Бетонный пол зачастую травмирует колени – животные сейчас крупные, тяжелые. Мы сделали мягкие настилы в местах, где коровы ложатся отдыхать. Не стало по этой причине травматизма ног! Тоже приятно…

То ли врач, то ли научный работник

В обиходе у нас еще сохраняется образ ветеринарного врача советского периода: неприметный человек с сумкой через плечо, сапоги по колено, слегка «датенький». Но сегодня такого в племзаводах уже не сыщешь. Когда Тарас Александрович показал мне свой кабинет, расписал подробно свой рабочий день, подумалось: это ветеринарный врач или ученый?

Рабочий день его начинается с анализа данных компьютера. Существует много отраслевых компьютерных программ, с помощью которых можно отследить всю информацию о животном – с самого дня рождения (и о родителях тоже). Данные постоянно обновляются. Например, открываешь программу оперативного учета и видишь: сколько вчера от каждой коровы надоено молока, сколько она съела кормов, насколько активно себя вела, какое расстояние прошла. Если эти показатели расходятся с нормативами в сторону уменьшения, значит, что-то с коровой неладно. Ветврач идет, осматривает такое животное, берет у него анализы на обследование.

– Допустим, накануне корова мало прошла, как определяете причину? – спрашиваю я.

– Причин может быть много. Прежде всего – состояние конечностей. На ногах у коров стоят датчики, во время дойки компьютер считывает с них информацию о копытах: пора их подрезать или они травмированы и надо лечить. К нам приезжали американские специалисты со своим оборудованием, проводили мастер-классы по обработке конечностей. Оказывается, даже изменением угла подрезки копыт всего на 2 градуса можно улучшить состояние животного и получить увеличение его продуктивности…

Тарас Александрович достал из ящика своего стола лекало копыта, на которое нанесены размеры: углы подрезки, размеры, градусы.

– Недавно у нас был преподаватель с ученой степенью из ветеринарной академии, – продолжил Т. Щур, – спросил меня, что это за штука?

– Это Вы к вопросу о качестве преподавания?

– Да, для нас, производственников, это обычная вещь, а для них – открытие. При таком подходе сложно заинтересовать студентов профессией. Похоже, это одна из причин, что Ветеринарная академия ежегодно выпускает 800 дипломированных ветврачей, но в сельхозпредприятиях их не видно. Не получают профессиональную прививку.

Очень интересная работа

– Тарас Александрович, профессия ветеринарного врача интересная? – спросил я напоследок у Щура.

– Сегодня наша профессия очень интересная. Компьютерные программы помогают следить за здоровьем стада. Интересен и полезен постоянный обмен опытом со специалистами разных стран – Америки, Голландии, Германии. Появилось много диагностического оборудования, позволяющего делать экспресс-анализы. Инструмент в основном разового пользования. Мы находимся в постоянном контакте с ветеринарной службой района, которая оказывает нам и консультативную помощь, и практическую.

– То есть времена, когда ветврачи на фермах «варились в собственном соку», миновали?

– Да, миновали, надеюсь, безвозвратно.

– А зарплата? Хватает на хлеб с маслом?

– И на бутерброд с икрой, – отшутился мой собеседник, но назвал сумму. Го-о-раздо выше среднеобластного уровня. Директор «Первомайского» Алексей Павлов уточнил:

– Это еще без премий и доплат. Плюс мы обеспечиваем специалистов жильем. Так что кого интересуют хорошие работа, зарплата и квартира – пожалуйте на село. Оно сегодня расцветает

Олег ТЮРИН
Фото автора

Поделиться в социальных сетях:

Постоянная ссылка на это сообщение: https://sbbjpriozersk.ru/2020/03/06/%d0%bd%d0%b5%d0%b7%d0%b0%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d1%8b%d0%b9-%d0%b0%d0%b9%d0%b1%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%82/

Перейти к содержимому